+7 (48238) 2-22-11
rbologoe@yandex.ru
Федеральным законом от 07.04.2025 N 69-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в статью 16 Закона «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 внесены изменения, согласно которым продажа дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг) за отдельную плату осуществляется продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) исключительно с согласия потребителя, которое должно быть оформлено в письменном виде. Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельства, в силу которого такое согласие не требуется, возлагается на продавца (исполнителя, владельца агрегатора).
Документ уже опvбликован на официальном портале правовой информации и вступит в силу 1 сентября 2025 года.
Теперь продавцы, исполнители и агрегаторы смогут предлагать дополнительные товары и услуги только при наличии письменного согласия потребители, если иное не предусмотрено законом. Однако даже в этом случае требуется отдельное, явное согласие потребителя. Доказать наличие такого согласия покупателя или обстоятельств, при которых оно не нужно, должен продавец.
На практике это означает, что галочки «по умолчанию», скрытые подписки, страховки и прочие опции, которые раньше автоматически включали в корзину или условия сделки, будут считать нарушением закона.
Закон направлен на защиту потребителей от недобросовестных практик, применяемых продавцами и поставщиками услуг, в результате которых первые несут дополнительные расходы. Один из наиболее часто встречающихся примеров, когда при приобретении ж/д или авиабилетов в поле «Добавить страховку» заранее стоит «галочка», причем это поле иногда может быть сложно заметить либо создается впечатление, что эту отметку нельзя снять. Возврат средств за навязанные таким образом товары или услуги также был затруднительным, ведь формально потребитель мог ознакомиться с условиями сделки до оплаты.
Что именно меняется с поправками в закон «О защите прав потребителей»
С 1 сентября 2025 года компании не смогут включать дополнительные товары и услуги без отдельного, подтвержденного согласия потребителя. Потребуется именно письменное согласие.
Запрещено навязывать товары и услуги до заключения договора о покупке основных товаров.
Автоматическое проставление отметок о согласии теперь недопустимо.
Если деньги уже списаны за навязанную услугу, потребитель вправе потребовать возврат. Продавец обязан вернуть сумму в течение трех рабочих дней с момента получения требования.
Важно: под запрет попадают маркетплейсы и агрегаторы, а также другие организации, которые взаимодействуют с потребителями, - от онлайн-магазинов до телеком-операторов и сервисов доставки.
Закон поможет снизить количество неосознанных и необоснованных трат, связанных с недобросовестными приемами продаж. Это часто актуально для онлайн-сервисов, где часто используют инструменты скрытого согласия, например, через интерфейс или мелкий шрифт.
Что это значнт для бизнеса
Бизнесу придется перестроить интерфейсы и сценарии продаж: ненавязчиво включить дополнительную услугу больше не получится, теперь согласие покупателя должно быть осознанным и подтвержденным. В большинстве случаев требуется письменное согласие покупателя.
Бизнесу нужно адаптировать интерфейсы, маркетинговые сценарии и способы фиксации согласия потребителей.
Нельзя использовать предустановленные галочки или автоматически включенные опции в корзине, формах или договорах.
Согласие должно быть отдельным действием пользователя, например письменное согласие, в некоторых случаях самостоятельная установка галочки, отдельная кнопка с подтверждением, ввод кода или иная форма, которая исключит двусмысленность.
Если компания не сможет доказать, что потребитель дал согласие, услугу признают навязанной. Это повлечет обязанность вернуть деньги, а также риск административной ответственности. За такие нaрушения частью 2.1 статьи 14.8 KoAП РФ предусмотрено наказание в виде административного штрафа для должностных лиц в размере от 2000 рублей до 4000 рублей, для юридических лиц - от 20000 рублей до 40000 рублей.
Бизнесу стоит уже сейчас пересмотреть пользовательские сценарии и подготовить обновления — особенно для онлайн-оформления заказов и подписок.
Что нужно помнить покупателям и бизнесу о навязанных товарах и услугах: главное
- С 1 сентября 202 э гора запрещено навязывать платные услуги без отдельного, подтверждённого согласия потребителя. Потребуется именно согласие в письменной форме.
- Под запрет попадают любые автоматические включения опций, галочек и подписок.
- Если услуга оказана без согласия потребителя, он вправе потребовать возврат денег. Продавец обязан вернуть cyмму в течение трех рабочих дней.
- Обязанность доказать наличие согласия на допуслуги или условий, при которых это согласие не требовалось, лежит на продавце.
- За нарушение бизнесу грозит административная ответственность.